Во время выпадения осадков на крышах домов и дорогах собирается огромное количество воды. Ее непременно нужно отвести в овраг или дренажные колодцы, чем и занимается ливневая канализация. Многие видели вдоль дорог огромные лотки, накрытые сверху решеткой. Это и есть дренажная система, но не вся. Полное устройство ливневой канализации предусматривает использование нескольких элементов, образующих основные узлы по сбору воды.
Устройство системы водоотвода
На фото показана схема системы, позволяющей собрать воду с крыши здания. Это только часть дренажа, ведь стоки потом нужно куда-то деть. Общая схема ливневой канализации состоит из следующих узлов:
- дождеприемники;
- трубопровод;
- дренажные колодцы;
- фильтры.
Каждый узел имеет характерные разновидности, и исполняет свою роль. Далее, мы рассмотрим каждый элемент в отдельности. Так будет проще понять принцип работы ливневой канализации, а также ее устройство.
На видео устройство дренажной системы:
Дождеприемники
Часто этот элемент дренажной системы называют водоприемник. Суть от этого не меняется. Конструкция предназначена для приема дождевой или талой воды. Отсюда и пошло такое название. Производят дождеприемники различных габаритов, форм, глубины, а также из разных материалов. Сверху лотки накрывают прочной решеткой.
Ж\б лотки
Бетонные лотки для ливневой канализации применяют при обустройстве дорог. Дождеприемники устанавливают для сбора сточных вод в местах, где на конструкцию воздействует большое давление. В зависимости от используемой марки бетона, ж/б лотки бывают трех видов:
- Легкие лотки для ливневой канализации производятся с толщиной стенок максимум 2 см. Конструкции придают кубическую форму. Монтируют легкий водоприемник под спуском водосточной трубы из здания, а в качестве соединительного элемента используют пластиковый отвод.
- Тяжелый дождеприемник из бетона рассчитан на нагрузку до 3 т. Такие водоприемники устанавливают вдоль небольших автодорог, на площадках, где предполагается заезд легкового автотранспорта. Лотки изготавливают из фибробетона с толщиной стенок более 2 см. Сверху водосборная конструкция накрывается чугунной решеткой с оцинкованным покрытием.
- Магистральные лотки для ливневой канализации отличаются своей разборной конструкцией. Водоприемник состоит из нескольких частей, что упрощает процесс его монтажа. Материалом для изготовления лотков служит армированный железобетон. Минимальная толщина стенок – 5 см. Для накрывания лотков применяются решетки из чугуна. Ж/б конструкции выдерживают большие нагрузки, поэтому их местом установки являются автомагистрали.
На частных дворах при закладке водоотвода бетонные дождеприемники практически не используются из-за больших габаритов и веса, а также сложности монтажа. Да и в дорожном строительстве ж/б лотки для ливневой канализации постепенно вытесняются более надежными чугунными водоприемниками.
Чугунные лотки
Этот вид дождеприемников тоже используется в дорожном строительстве. Конструкции изготавливаются из чугуна марки СЧ20, устойчивого к большим нагрузкам, а также воздействию агрессивных примесей в воде.
В зависимости от формы и допустимой нагрузки, чугунные лотки производят следующих модификаций:
- Малые дождеприемники для ливневой канализации «ДМ» производят прямоугольной формы. Весит один лоток минимум 80 кг, а выдерживает максимальную нагрузку – до 12,5 т. Устанавливают малые водосборники во дворе возле многоквартирных домов или вдоль не оживленной автотрассы.
- Дождеприемники больших размеров «ДБ» рассчитаны на нагрузку максимум 25 т. Лотки имеют прямоугольную форму и весят минимум 115 кг. Местом установки служат большие автотрассы, стоянки и другие подобные места с большим количеством проезжающего автотранспорта.
- Дождеприемники круглой формы «ДК» ставят временно вместо прямоугольных лотков, когда те отправляют на ремонт. Весит конструкция примерно 100 кг, и рассчитана на нагрузку до 15 т.
Сверху лотки накрывают чугунными решетками. Для надежности их фиксируют болтами.
Пластиковые водоприемники
В частном строительстве самыми востребованными являются дождеприемники из пластика. Их популярность обоснована легким весом, простотой монтажа и длительным сроком службы. Каждый тип пластикового лотка рассчитан на определенную нагрузку, что указано буквенной маркировкой изделия:
- А – до 1,5 т. Дождеприемники этого класса предназначены для установки на тротуарах и других площадках, куда не заезжает автотранспорт.
- В – до 12,5 т. Лоток выдержит нагрузку от легкового автомобиля, поэтому его монтируют на стоянках, возле гаражей и т. д.
- С – до 25 т. Водосборники могут устанавливаться на заправках и автотрассе.
- D – до 40 т. Решетка этого дождеприемника без проблем выдержит вес грузовика.
- Е – до 60 т. Подобные модели водоприемников устанавливаются на участках дорог и площадях с большой нагрузкой от автотранспорта.
- F – до 90 т. Дождеприемники предназначены для специально оборудованных площадей под тяжелую технику.
Все пластиковые дождеприемники производятся с патрубком вниз или в сторону для стока воды. Выбор модели зависит от места ее установки в схеме водоотвода. Верх лотков закрывает пластиковая решетка.
Водосборники из композитных материалов
Производится два вида лотков:
- полимербетонные изделия изготовлены из бетона с добавлением пластика;
- полимерпесчаные лотки имеют в основе аналогичные материалы, но в качестве добавок еще использован песок и присадки.
Композитные водоприемники по своим характеристикам нашли свое место между ж/б и пластиковыми лотками. В отличие от бетонных дождеприемников, изделия из композитных материалов отличаются меньшим весом, гладкой поверхностью, но выдерживают меньшую нагрузку. Если сравнивать лотки с пластиковыми аналогами, то композитные изделия от них тяжелее, но прочнее. Сверху дождеприемники накрывают чугунными или пластиковыми решетками.
Металлические водоприемники
Металлические водоприемные лотки не очень популярны из-за того, что материал быстро подвергается коррозии. Для увеличения срока службы дождеприемника нужно чтобы его стенки были изготовлены из толстой стали или нержавейки. Такой вариант не выгоден в плане стоимости и большого веса. Если возникает необходимость установки именно металлического водоприемника, то отдают предпочтение чугунным моделям.
Трубы для дренажной системы
Итак, собранную воду теперь нужно отвести в канализационный или дренажный колодец. Для этой цели в системе ливневой канализации служат трубы. Их тоже изготавливают из разных материалов. Давайте рассмотрим, какая бывает труба для ливневой канализации, и в пользу какой из них отдать предпочтение:
- Асбестоцементные трубы применялись в прошлом столетии, и до сих пор не утратили свою популярность. Такой трубопровод устойчив к коррозии, довольно прочен, обладает низким показателем линейного расширения. Недостатком является большой вес трубы и ее хрупкость, что требует осторожной транспортировки и укладки.
- Металлические трубы являются единственным выходом, если нужно проложить ливневую канализацию на участке с большими механическими нагрузками. Недостатком является сложность монтажа трубопровода, высокая стоимость и неустойчивость металла к коррозии.
- Пластиковые трубы выпускаются с гладкой стенкой или гофрированные. То, что дренажная труба предназначена для наружной укладки обозначает ее оранжевый цвет. Гладкостенные ПВХ трубы нельзя согнуть, поэтому на поворотах требуется установка фасонных изделий. Удобней для ливневой канализации использовать гофрированные трубы из-за их гибкости.
В частном строительстве предпочтение отдают именно пластиковым трубам. Они имеют малый вес, не гниют, дешево стоят и легко монтируются одним человеком.
Пескоуловитель
Существуют разные виды пескоуловителей для ливневой канализации, но все они исполняют одну функцию, и имеют похожее устройство. Корпус фильтра образует емкость. Выше ее дна расположены проходные патрубки для подсоединения к трубопроводу. Пескоуловитель имеет фильтрующую решетку, которая и улавливает твердые частицы.
Принцип работы фильтра прост. Движущаяся по трубам вода попадает в пескоуловитель. Твердые примеси под воздействием силы тяжести проходят через решетку, оседая на дне емкости. Из пескоуловителя выходит уже очищенная вода, и движется дальше по трубам к дренажному колодцу. Периодически фильтр очищают от песка, иначе он перестанет справляться со своими обязанностями.
Колодцы
Отвод воды из ливневой канализации идет в овраг, дренажный колодец или на очистные сооружения. Дренажные, промежуточные и канализационные колодцы имеют простое устройство. В принципе – это зарытая в землю емкость определенных размеров.
Сложное устройство имеет распределительный колодец, устанавливаемый в системе для отведения разных по степени загрязнения сточных вод. Конструкция представляет собой пластиковую емкость с одним входом и двумя выходными патрубками. Колодец снабжен горловиной, сверху которую можно накрыть чугунным люком. Для спуска внутри закреплена лестница.
Распределение потока происходит по принципу байпаса. Грязная вода поступает в колодец через входной патрубок. Выходные патрубки установлены друг над другом. Грязная жидкость с тяжелыми примесями отводится через нижний выход, и направляется на очистные сооружения. Менее загрязненная вода уходит через верхний выход, и по обводному каналу – байпасу направляется в дренажный колодец или другое место слива.
Подведем итоги
Вот и все основные составляющие узлы ливневой канализации. На первый взгляд система водоотвода выглядит очень просто, но это не так. Нужны точные расчеты и правильный монтаж, чтобы ливневая канализация справилась с максимальным объемом сточных вод.