Русский тяжеловоз — лошадь

Первой российской породой, специально разведённой как тяжелоупряжная, стал Русский тяжеловоз. До появления этой породы существовали упряжные лошади, называемые «ломовыми». Это были крупные и массивные животные, больше напоминавшие универсальный тип. К такому типу относилась выведенная в XVIII веке Кузнецкая лошадь.

Лошади, выведенные на основе поголовья Западной Сибири, были прочными рабочими лошадьми, но не полностью удовлетворяли требованиям к тяжеловозным породам.

История

Формирование русского тяжеловоза происходило на территории европейской части Российской империи. Началось оно во второй половине XIX века после появления в России бельгийских универсальных лошадей.
Названием для этих лошадей послужило название места их выведения – Арденнов, расположенного на границе Бельгии и Франции.

В завод при Петровской (Тимирязевской) Сельхозакадемии началось планомерное разведение Арденнов. Арденны отличались неприхотливостью и подвижностью, но имели ряд внешних недостатков. Примерно в это же время из Европы стали активно завозить в Россию другие породы тяжелоупряжных лошадей.

После Петровской Сельхозакадемии заводы по разведению Арденнов появились в Малороссии и на юго-востоке империи. В Малороссии для повышения экстерьера Арденнских лошадей их скрещивали с местными кобылами, добавляя кровь Брабансонов. Орловских рысаковНа картине 1898 года русский тяжеловоз с примесью крови Орловского рысака.

В те времена лошадей не именовали Русскими тяжеловозами. Современный эксперт наверняка определит на картине помесь Орловского рысака с тяжеловозной породой. Причем получилась не очень удачная: короткая, но тонкая шея; слишком тонкие для массивного туловища ноги; слабый для тяжеловоза круп с недостаточно развитыми мышцами. Это наследство от Орловского рысака – легкоупряжной скоростной породы. Грудная клетка и прямая лопатка указывают на шаговую Арденнскую породу тяжеловозов.

На Парижской выставке 1900 года впервые была представлена порода русских тяжеловозных лошадей. Первая мировая война, революция и Гражданская война помешали развитию новой породы. Эти трудности практически уничтожили зарождающуюся русскую тяжеловозную лошадь. К 1924 году удалось найти лишь 92 жеребца. У Стрелецкой породы осталось лишь 6 голов, из которых лишь 2 были жеребцами.

К 1937 году поголовье восстановилось, а работа над породой продолжилась. Создали заводы на Украине и на южной границе РСФСР для разведения будущего Русского тяжеловоза. Официально как порода русский тяжеловоз был зарегистрирован лишь в 1952 году.

Получившаяся лошадь не была высокой. Её средний рост составлял около 152 см. Снижение спроса на крупных ломовых лошадях на юге сделало небольшую высоту в холке даже преимуществом. По соотношению затрат/экономическая отдача характеристики породы Русских тяжеловозов выше среднего.

Благодаря своим свойствам эта порода стала распространенной практически по всей территории СССР. Сегодня Русскою тяжеловозную породу разводят даже в Вологодской области, расположенной заметно севернее традиционных мест обитания, таких как Полтава, Чесма или Деркуль.

Описание

Фото русского тяжеловоза показывают грациозную рабочую лошадь с головой средней величины и мощной, изогнутой дугой шеей. Такая форма шеи является отличительной чертой Русского тяжеловоза. У двух других пород тяжеловозов «советского» производства шеи более прямые.

Голова ширококожая, со взглядом, бросающимся в глаза. Шея для крупной породы — длинная, сильная. Туловище мощное, с широкой, длинной и глубокой грудной клеткой. Широкая спина крепкого сложения. Поясница умеренно длинная. Ноги невысокие, ровные. «Щетки» на ногах выражены умеренно.

На заметку! Среди советских тяжёлых пород нет пород с фризами, как у Шайров и Клайдсдейлов.

Высота жеребцов достигает 152 см, обхват груди — 206 см, косая длина туловища — 162 см. Обхват пясти составляет 22 см. В сравнении с дореволюционными помесями такие ноги при небольшом росте являются значительным преимуществом Русского тяжеловоза. Вес взрослых жеребцов варьируется от 550 до 600 кг. Лошади отличаются скороспелостью, почти полностью развиваясь к трем годам.

Русский тяжеловоз получил окрасы рыже-чалый и рыжий от своих предков Арденнов и Брабансонов. Возможны гнедые экземпляры.

Интересно!В настоящее время выделяют два типа породы: украинскую и уральскую.

Нюансы содержания

На снимке изображена лошадь породы Русский тяжеловоз, а не раскормленный Советский, как может показаться при взгляде на её размеры. 2006 года рождения жеребец-производитель Сапсан — яркий пример этой породы. И вот в этом и заключается главная проблема коней этой породы: их неприхотливость и экономичность в содержании делают перекорм очень лёгким. Для производителей любой породы на конных заводах это основная трудность. Конюха стараются всегда подкинуть жеребцу побольше овса и сена, чтобы он не голодал, стоя без работы.

Если бы всё зависело лишь от жировых отложений, то переживать не стоило бы. Но у толстого зверя появляются те же болезни, что и у людей с избыточным весом.

  • нарушается работа сердечно-сосудистой системы;
  • идет повышенная нагрузка на суставы ног;
  • У лошадей есть особенная проблема – ревматическое воспаление копыт.

Последний вид опасен для каждой лошади. В запущенных случаях копыта отделяются от всех четырех ног, и в такой стадии животному рекомендуется эвтаназия. Даже среднетяжелое воспаление оставляет следы на всю оставшуюся жизнь.

Важно! Главное в эксплуатации Русского тяжеловоза – не переусердствовать с нагрузкой.

Внутри породы разные лошади по-разному используют свое тело, некоторые едят больше, а некоторые — меньше. Норму определяют методом проб и ошибок.

Русский тяжеловоз в остальном – незатейливый зверь, которому не нужны особые условия жизни.

Продуктивные характеристики

Молодые лошади растут очень быстро, в возрасте до года прибавляя по 1,2—1,5 килограмма в день. Лошади-матки отличаются высокой плодовитостью: обычно рожают от 50 до 85 жеребят из ста маток. При правильном уходе получается даже больше — 90—95 жеребят.

Эта порода славится продолжительным и плодотворным жизненным циклом. Кобили Русского тяжеловоза продолжают работать до 20-25 лет. Молочная продуктивность кобыл недалеко уступает удоям некоторых пород крупного рогатого скота. В среднем кобылы дают 2,5—2,7 тысячи литров молока в год.

Интересно! Кобыла Лукошка установила рекорд надоев – за 197 дней она дала 3,1 тонны молока. С такой продуктивностью жеребят можно увидеть весом в 250 килограммов уже к шести месяцам.

Применение

Благодаря компактным размерам порода актуальна и в сельском хозяйстве, и в спортивных залах, и в племенном разведении.

Их спокойный характер делает их подходящими для начинающих наездников.
Однако нарушать технику безопасности и садиться в седло в легкой обуви или кроссовках, как на этом фото с лошадью породы Русский тяжеловоз, нельзя даже при флегматичном темпераменте животного.

Важно! Верховая езда в кроссовках допустима лишь с установленными ограничительными элементами на стременах.

Быстроходность, характерная не для всех пород тяжеловозов, дает возможность использовать этих лошадей для перевозки людей в каретах.

Костюм кучера и строения на заднем плане говорят о не совсем типичной породе лошадей для этой местности. В прогулочные экипажи их используют нечасто. Чаще всего эти лошади нужны для перевозки сена, вывоза навоза, поездок в лес за дровами или выполнения других работ по хозяйству села.

На заметку! Лошадь проезжает туда, где не могут добраться другие виды транспорта.

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх