Первой российской породой, специально разведённой как тяжелоупряжная, стал Русский тяжеловоз. До появления этой породы существовали упряжные лошади, называемые «ломовыми». Это были крупные и массивные животные, больше напоминавшие универсальный тип. К такому типу относилась выведенная в XVIII веке Кузнецкая лошадь.
Лошади, выведенные на основе поголовья Западной Сибири, были прочными рабочими лошадьми, но не полностью удовлетворяли требованиям к тяжеловозным породам.
История

Формирование русского тяжеловоза происходило на территории европейской части Российской империи. Началось оно во второй половине XIX века после появления в России бельгийских универсальных лошадей.
Названием для этих лошадей послужило название места их выведения – Арденнов, расположенного на границе Бельгии и Франции.
В завод при Петровской (Тимирязевской) Сельхозакадемии началось планомерное разведение Арденнов. Арденны отличались неприхотливостью и подвижностью, но имели ряд внешних недостатков. Примерно в это же время из Европы стали активно завозить в Россию другие породы тяжелоупряжных лошадей.
После Петровской Сельхозакадемии заводы по разведению Арденнов появились в Малороссии и на юго-востоке империи. В Малороссии для повышения экстерьера Арденнских лошадей их скрещивали с местными кобылами, добавляя кровь Брабансонов. Орловских рысаковНа картине 1898 года русский тяжеловоз с примесью крови Орловского рысака.

В те времена лошадей не именовали Русскими тяжеловозами. Современный эксперт наверняка определит на картине помесь Орловского рысака с тяжеловозной породой. Причем получилась не очень удачная: короткая, но тонкая шея; слишком тонкие для массивного туловища ноги; слабый для тяжеловоза круп с недостаточно развитыми мышцами. Это наследство от Орловского рысака – легкоупряжной скоростной породы. Грудная клетка и прямая лопатка указывают на шаговую Арденнскую породу тяжеловозов.
На Парижской выставке 1900 года впервые была представлена порода русских тяжеловозных лошадей. Первая мировая война, революция и Гражданская война помешали развитию новой породы. Эти трудности практически уничтожили зарождающуюся русскую тяжеловозную лошадь. К 1924 году удалось найти лишь 92 жеребца. У Стрелецкой породы осталось лишь 6 голов, из которых лишь 2 были жеребцами.
К 1937 году поголовье восстановилось, а работа над породой продолжилась. Создали заводы на Украине и на южной границе РСФСР для разведения будущего Русского тяжеловоза. Официально как порода русский тяжеловоз был зарегистрирован лишь в 1952 году.
Получившаяся лошадь не была высокой. Её средний рост составлял около 152 см. Снижение спроса на крупных ломовых лошадях на юге сделало небольшую высоту в холке даже преимуществом. По соотношению затрат/экономическая отдача характеристики породы Русских тяжеловозов выше среднего.
Благодаря своим свойствам эта порода стала распространенной практически по всей территории СССР. Сегодня Русскою тяжеловозную породу разводят даже в Вологодской области, расположенной заметно севернее традиционных мест обитания, таких как Полтава, Чесма или Деркуль.
Описание

Фото русского тяжеловоза показывают грациозную рабочую лошадь с головой средней величины и мощной, изогнутой дугой шеей. Такая форма шеи является отличительной чертой Русского тяжеловоза. У двух других пород тяжеловозов «советского» производства шеи более прямые.
Голова ширококожая, со взглядом, бросающимся в глаза. Шея для крупной породы — длинная, сильная. Туловище мощное, с широкой, длинной и глубокой грудной клеткой. Широкая спина крепкого сложения. Поясница умеренно длинная. Ноги невысокие, ровные. «Щетки» на ногах выражены умеренно.
Высота жеребцов достигает 152 см, обхват груди — 206 см, косая длина туловища — 162 см. Обхват пясти составляет 22 см. В сравнении с дореволюционными помесями такие ноги при небольшом росте являются значительным преимуществом Русского тяжеловоза. Вес взрослых жеребцов варьируется от 550 до 600 кг. Лошади отличаются скороспелостью, почти полностью развиваясь к трем годам.
Русский тяжеловоз получил окрасы рыже-чалый и рыжий от своих предков Арденнов и Брабансонов. Возможны гнедые экземпляры.
Нюансы содержания

На снимке изображена лошадь породы Русский тяжеловоз, а не раскормленный Советский, как может показаться при взгляде на её размеры. 2006 года рождения жеребец-производитель Сапсан — яркий пример этой породы. И вот в этом и заключается главная проблема коней этой породы: их неприхотливость и экономичность в содержании делают перекорм очень лёгким. Для производителей любой породы на конных заводах это основная трудность. Конюха стараются всегда подкинуть жеребцу побольше овса и сена, чтобы он не голодал, стоя без работы.
Если бы всё зависело лишь от жировых отложений, то переживать не стоило бы. Но у толстого зверя появляются те же болезни, что и у людей с избыточным весом.
- нарушается работа сердечно-сосудистой системы;
- идет повышенная нагрузка на суставы ног;
- У лошадей есть особенная проблема – ревматическое воспаление копыт.
Последний вид опасен для каждой лошади. В запущенных случаях копыта отделяются от всех четырех ног, и в такой стадии животному рекомендуется эвтаназия. Даже среднетяжелое воспаление оставляет следы на всю оставшуюся жизнь.
Внутри породы разные лошади по-разному используют свое тело, некоторые едят больше, а некоторые — меньше. Норму определяют методом проб и ошибок.
Русский тяжеловоз в остальном – незатейливый зверь, которому не нужны особые условия жизни.
Продуктивные характеристики
Молодые лошади растут очень быстро, в возрасте до года прибавляя по 1,2—1,5 килограмма в день. Лошади-матки отличаются высокой плодовитостью: обычно рожают от 50 до 85 жеребят из ста маток. При правильном уходе получается даже больше — 90—95 жеребят.
Эта порода славится продолжительным и плодотворным жизненным циклом. Кобили Русского тяжеловоза продолжают работать до 20-25 лет. Молочная продуктивность кобыл недалеко уступает удоям некоторых пород крупного рогатого скота. В среднем кобылы дают 2,5—2,7 тысячи литров молока в год.
Применение
Благодаря компактным размерам порода актуальна и в сельском хозяйстве, и в спортивных залах, и в племенном разведении.
Их спокойный характер делает их подходящими для начинающих наездников.
Однако нарушать технику безопасности и садиться в седло в легкой обуви или кроссовках, как на этом фото с лошадью породы Русский тяжеловоз, нельзя даже при флегматичном темпераменте животного.

Быстроходность, характерная не для всех пород тяжеловозов, дает возможность использовать этих лошадей для перевозки людей в каретах.

Костюм кучера и строения на заднем плане говорят о не совсем типичной породе лошадей для этой местности. В прогулочные экипажи их используют нечасто. Чаще всего эти лошади нужны для перевозки сена, вывоза навоза, поездок в лес за дровами или выполнения других работ по хозяйству села.