Прокладка ливневого стока трубами.

Во время дождя крыши домов и дороги покрываются водой, которую нужно отводить в овраги или дренажные колодцы. Такую работу выполняет ливневая канализация, частью которой являются лотки с решетками, установленные вдоль дорог. Но это лишь часть системы: полная ливневая канализация включает несколько элементов, образующих узлы по сбору воды.

Устройство системы водоотвода

Фото изображает схему системы для сбора воды с крыши строения. Это лишь фрагмент дренажной сети, поскольку далее необходимо определить дальнейшую судьбу стоков. Общая схема ливневой канализации включает в себя следующие узлы:

  • дождеприемники;
  • трубопровод;
  • дренажные колодцы;
  • фильтры.

Каждый узел обладает специфическими видами и выполняет определенную функцию. Рассмотрим каждый компонент по отдельности для лучшего понимания принципа работы ливневой канализации и её строения.

На видео устройство дренажной системы:

Дождеприемники

Элемент дренажной системы, называемый водоприемником, предназначен для сбора дождевой или талой воды. Изготавливают его разного размера, формы и глубины, а также из различных материалов. Сверху лотки закрывают крепкой решеткой.

Ж\б лотки

Бетонные лотки для ливневой канализации применяют при обустройстве дорог. Для сбора сточных вод в местах с большим давлением устанавливают дождеприемники. В зависимости от марки бетона лотки бывают трех видов.

  • Изготавливают лёгкие лотки для ливневой канализации толщиной стенок не более 2 см, придавая им кубическую форму. Устанавливают лёгкий водоприемник под склоном трубы сточного водовода из строения, используя в качестве соединительного элемента пластиковый отвод.
  • Бетонный дождеприемник, рассчитанный на нагрузку до трёх тонн, предназначен для установки вдоль небольших дорог и площадок с заездом легковых автомобилей. Изготовление лотков осуществляется из фибробетона толщиной стенок более двух сантиметров. Водосборная конструкция закрывается чугунной решеткой с оцинкованным покрытием.
  • Разборная конструкция магистральных лотков для ливневой канализации облегчает монтаж. Водоприемник состоит из нескольких деталей. Для изготовления используется армированный железобетон с минимальной толщиной стенок 5 см. Решетки из чугуна предназначены для накрытия лотков. Из-за высокой выносливости к нагрузкам конструкции из Ж/Б устанавливаются на автомагистралях.

На участках частных домов при обустройстве водоотвода бетонные дождеприемники почти не применяют из-за габаритов, веса и сложности монтажа. В дорожном строительстве железобетонные лотки для ливневой канализации постепенно заменяются более прочными чугунными водоприемниками.

Чугунные лотки

В дорожном строительстве применяются дождеприемники такого типа. Изделия изготавливают из чугуна марки СЧ20, способного выдерживать значительные нагрузки и воздействие коррозийных веществ в воде.

В зависимости от формы и допускаемой нагрузки изготавливают различные модификации чугунных лотков.

  • Дождеприемники для ливневой канализации «ДМ» имеют прямоугольную форму. Вес одного лотка составляет не менее 80 кг, а максимальная грузоподъемность – до 12,5 т. Устанавливают малые водосборники во дворах многоквартирных домов или вдоль дорог с небольшим движением транспорта.
  • Дождеприемники «ДБ» предназначены для пропуска нагрузки до 25 тонн. Их лотки прямоугольной формы весят не менее 115 килограммов. Устанавливают их на крупных автотрассах, стоянках и аналогичных объектах с интенсивным движением транспорта.
  • Круглые дождеприемники типа «ДК» устанавливают временно в тех местах, где прямоугольные лотки находятся на ремонте. Вместимость конструкции приблизительно 100 килограммов, и она рассчитана на нагрузку до пятнадцати тонн.

Чугунные решетки закрывают сверху лотки, а болты крепко фиксируют их.

Важно! Изделия из чугуна характеризуются наибольшей долговечностью. Монтаж таких водосборников нуждается в использовании подъемного оборудования.

Пластиковые водоприемники

В частном строительстве наибольшим спросом пользуются дождеприемники из пластика.

  • Дождеприемники данного типа рассчитаны на отвод до 1,5 тонн воды и устанавливаются на тротуарах и аналогичных пространствах, недоступных для автомобилей.
  • Вместимость лотка — до 12,5 тонн. Из-за способности выдержать нагрузку от легковушки, его устанавливают на стоянках, возле гаражей и подобных местах.
  • Сумма до 25 тонн. Установку водосборников разрешено проводить на АЗС и автотрассах.
  • До 40 тонн. Решетка приемника дождя выдерживает вес грузовика.
  • Е — до 60 тонн. Такие же водоприёмники используют на дорогах и площадях, где много автомобилей.
  • Дождеприемники рассчитаны на вес до 90 тонн и устанавливаются на участках, подготовленных для тяжелой техники.
Совет! Приобретая пластиковые лотки для индивидуального строительства, стоит предусмотреть избыток прочности и выбрать изделие с повышенной грузоподъёмностью.

Производство всех пластиковых дождеприемников предусматривает установку патрубка для стока воды, направленного вниз или в сторону.
Модель подбирают исходя из места ее расположения в системе водоотвода. Верх лотков закрывают пластиковыми решетками.

Водосборники из композитных материалов

Производится два вида лотков:

  • Изделия из полимербетона производят из бетона, куда добавлен пластик.
  • Полимерпесчаные лотки изготовлены из материалов, подобных другим, но с добавками в виде песка и присадок.

Композитные водоприемники занимают промежуточное положение между железобетонными и пластиковыми лотками по своим свойствам. В сравнении с бетонными изделиями, композитные обладают меньшим весом и гладкой поверхностью, но выдерживают меньшую нагрузку. По сравнению с пластиковыми аналогами, композитные лотки тяжелее, но прочнее. Сверху водоприемники покрываются чугунными или пластиковыми решетками.

Металлические водоприемники

Металлические водоприемные лотки пользуются невысокой популярностью из-за подверженности материала коррозии. Для увеличения срока службы дождеприемника требуется использование толстой стали или нержавейки в изготовлении стенок. Такой вариант недешевый и тяжелый. При необходимости установки именно металлического водоприемника, выбирают чугунные модели.

Совет! Лучше всего использовать бетонный лоток с металлической решеткой. Бетонная конструкция обходится дешевле металла, а решетка служит долго и выглядит привлекательно.

Трубы для дренажной системы

Собранную воду требуется транспортировать в канализационный или дренажный колодец. Для этого в системах ливневки применяют трубы из разнообразных материалов. Какие бывают трубы для ливневой канализации, и какую из них лучше выбрать, рассмотрим далее.

Асбестоцементные трубы использовались в прошлом веке и остаются популярными до настоящего времени. Такие трубопроводы устойчивы к коррозии, прочные и имеют низкий показатель линейного расширения. К недостаткам относится большой вес трубы и ее хрупкость, что обуславливает необходимость бережной транспортировки и укладки.

Металлические трубы подходят для ливнёвой канализации в местах с большой механической нагрузкой, но монтаж трубок сложен, цена высока, а металл подвержен коррозии.

  • Трубы из пластика могут быть с гладкой или гофрой поверхностью. Трубы для наружной укладки окрашены в оранжевый цвет. Из-за жесткости гладкостенных труб из ПВХ на поворотах устанавливают фасонные изделия. Для ливневой канализации чаще применяют гофрированные трубы благодаря их гибкости.
  • В частном строительстве предпочитают пластиковые трубы из-за их малого веса, стойкости к гниению, доступной цены и простоты монтажа для одного человека.

    Пескоуловитель

    Различные пескоуловители для ливневой канализации выполняют одну функцию и имеют похожее устройство: корпус фильтра образует емкость, а выше дна расположены проходные патрубки для подключения к трубопроводу. Фильтрующая решетка улавливает твердые частицы.

    Фильтр работает просто: вода, проходящая по трубам, попадает в пескоуловитель. Твердые частицы под действием гравитации проходят через решетку и оседают на дне. Очищенная вода выходит из пескоуловителя и движется дальше по трубам к дренажному колодцу. Для бесперебойной работы фильтр периодически очищают от песка.

    Колодцы

    Воду из ливневой канализации направляют в овраг, дренажный колодец или на очистные сооружения. Дренажные, промежуточные и канализационные колодцы имеют простое устройство: зарытая в землю емкость заданных размеров.

    Для отведения сточных вод разного уровня загрязнения применяется распределительный колодец, представляющий собой пластиковую емкость с одним входом и двумя выходными патрубками. Сверху колодец закрывается чугунным люком, а для спуска внутрь закреплена лестница.

    Поток распределяется по принципу байпаса. В колодце через входной патрубок поступает грязная вода. Выходные патрубки установлены вертикально. Жидкость с тяжелыми примесями отводится через нижний выход на очистные сооружения. Менее загрязненная вода уходит через верхний выход и по обводному каналу – байпасу, направляется в дренажный колодец или другое место слива.

    Подведем итоги

    Основные элементы системы ливневой канализации описаны выше. Кажется, что конструкция системы водоотвода проста, но это обманчиво. Для того чтобы ливневая канализация эффективно справлялась с большим количеством дождевых стоков, необходимы точные расчеты и правильный монтаж.

    Похожие записи

    Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

    Вернуться наверх