Если в хозяйстве есть мотоблок, то стоит лишь приложить усилие и из него получится неплохой мини-трактор. Такие самоделки позволяют обзавестись полноприводной техникой с минимальными затратами. Сейчас мы рассмотрим, как можно собрать мини-трактор из мотоблока своими руками и что для этого нужно.
Какие мотоблоки подходят для переоборудования
Сразу надо отметить, что практически любой мотоблок можно переоборудовать. Неразумно будет использование маломощного мотокультиватора. Ведь и трактор из него получится слабый. Готовые самодельные конструкции имеют полноценное рулевое управление, сиденье оператора и передние колеса. Чтобы сделать такую трансформацию нужно купить комплект для переделки мотоблока в мини-трактор или порыться в старых запчастях от автомобиля.
Кентавр
Из таких профессиональных мотоблоков мини-трактор получится мощный, с большой производительностью. Агрегат оснащен мотором мощностью 9 л. с. Для переделки понадобится сварить из профиля раму, добавить передние колеса и сиденье.
Зубр
Высокой производительности получится мини-трактор из мотоблока Зубр, так как техника оснащена мощным дизельным двигателем. Для переделки механизма понадобится добавить гидравлику. Тогда мини-трактор сможет работать с навесным оборудованием. Кроме рулевого управления, нужно позаботиться о тормозной системе. Передние колеса можно купить или найти старые от легкового авто.
Агро
Чтобы собрать мини-трактор из мотоблока Агро нужно выполнить все вышерассмотренные процедуры. Вдобавок конструкция требует установки колесных редукторов. Они нужны для усиления ведущих полуосей. Однако можно пойти по другому пути. Для этого мотор крепят на задней части рамы, вследствие чего получается равномерное распределение нагрузки.
Намного сложнее сложить мини-трактор из мотоблока МТЗ, из-за особенности конструкции техники. Но в итоге может получиться маневренный агрегат на трех колесах.
Общее руководство по переделке мотоблоков
Сейчас мы рассмотрим общую инструкцию, как сделать мини-трактор из мотоблока и что для этого нужно. Руководство подходит для марок «Кентавр», «Зубр» и «Агро». Переделка мотоблока «МТЗ» происходит по другому принципу, и инструкцию для него мы представим ниже.
Изготовление рамы
Изготовление мини-трактора на базе мотоблока начинается со сборки рамы. За счет ее удлинения получится установить дополнительные колеса, сиденье водителя и рулевое управление. Сваривают раму из стальной трубы, швеллера или уголка. Неважно, какое будет сечение заготовок, главное, чтобы готовая конструкция не деформировалась от нагрузок. Можно материал для рамы по сечению взять с запасом. Утяжеление готового агрегата пойдет только на пользу, так как будет лучшее сцепление с грунтом.
Выбранный для рамы материал режут болгаркой на заготовки. Далее, их сваривают между собой, чтобы получилась прямоугольная конструкция. Дополнительно стыки можно усилить болтовым соединением.
К готовой раме крепят навеску. Она может располагаться спереди и сзади. Устройство необходимо для работы с навесным оборудованием. Если предполагается перевозка грузов, тогда сзади еще устанавливают фаркоп.
Изготовление ходовой части
Дальнейшая переделка мотоблока в мини-трактор предусматривает изготовление ходовой части. А начинать нужно с передних колес. Для этого надо купить или найти у знакомых 2 ступицы с тормозами и закрепить их на куске стальной трубы. Точно по центру получившейся оси сверлят отверстие. Его делают сквозным. Через отверстие ось крепят к переднему поперечному элементу рамы. Далее, на раме устанавливают редуктор с червячным механизмом. Его соединяют с передней осью рулевыми тягами. Когда все будет сделано, ставят рулевую колонку.
Задняя ось мини-трактора с двигателем от мотоблока монтируется на подшипниках, предварительно запрессованных в стальные втулки. Эту деталь ходовой части оснащают шкивом. Через него будет передаваться крутящий момент от двигателя к оси с колесами.
Установка мотора
Чаще всего на самодельный мини-трактор из мотоблока устанавливают двигатель спереди. Под него на раме приваривают крепления. Такое месторасположение мотора позволяет поддерживать оптимальный баланс во время работы с навесным оборудованием.
Для передачи крутящего момента на шкив оси и двигателя надевают ремень. Он должен быть хорошо натянут, поэтому крепежи мотора делают регулирующимися.
Установка дополнительного оборудования
Когда сборка мини-трактора своими руками с двигателем от мотоблока будет окончена, конструкции начинают предавать завершенный вид. Сначала устанавливают тормозную систему и обязательно испытывают ее. Для работы с навесным оборудованием к раме крепят гидравлику. Сиденье водителя прикручивают болтами к стойкам. Их предварительно приваривают к раме.
Если предполагается передвижение на самодельной технике по дороге, ее нужно оборудовать фарами, а также габаритными огнями. Двигатель и другие механизмы можно закрыт кожухом, который легко выгнуть из тонкой листовой стали.
Когда конструкция полностью будет собрана, выполняют обкатку. После этого уже мини-трактор подвергают нагрузке.
На видео представлен переделанный мотоблок Нева:
Переделка мотоблока МТЗ
Чтобы собрать мини-трактор из мотоблока МТЗ нужно устранить одну проблему. Связана она с тем, что двухцилиндровый дизельный мотор смещает центр тяжести на переднюю часть рамы.
Решить проблему получится с помощью следующих действий:
- У мотоблока МТЗ есть режим работы с косилкой. Вот на него агрегат и нужно переключить.
- Вместо передней площадки устанавливают рулевое управление и колесо от мотоцикла.
- В верхней части рамы есть ниша, где стоит рулевая тяга. Вот здесь нужно поставить еще и регулировочную тягу для увеличения жесткости конструкции.
- Сиденье оператора через дополнительные крепления приваривают к площадке.
- Из толстой листовой стали вырезают еще одну площадку для гидравлики и аккумуляторной батареи. Ее приваривают рядом с мотором.
- Для дополнительных элементов гидравлической системы сзади рамы приваривают крепления.
- Тормозная система будет ручная. Ее устанавливают на переднем колесе.
В финале получается трехколесный мини-трактор из мотоблока МТЗ, которым удобно управлять.
Вот и все секреты домашних самоделок. Имейте в виду, что каждая марка мотоблока отличается своей конструкцией, поэтому к процессу трансформации нужно подходить индивидуально.