Здравствуйте, уважаемые и горячо любимые читатели. В дворах самый разгар дачного сезона: время закруток и ремонтных работ. Пройдясь по улицам родного поселка, можно увидеть, как за закрытыми воротами кипит жизнь. Неразглядеть, что именно там творится, но можно полюбоваться на красоту и выдумку, которые мастера вложили в сами створки ворот.
Некоторым понравились строения с калиточкой внутри, другим – сочетание дерева и художественной ковки, а третьим… современные откатные изделияПомимо прочего, нередко отличающиеся простотой, представления позволяют рассмотреть много интересного и поразмышлять над увиденным, особенно если у кого-то на участке имеется лишь забор.
Любители самостоятельной работы, которые не хотят тратиться на услуги профессионалов, могут узнать, как построить ворота из профнастила собственными силами. Начнём же!
Почему профнастил
Замечали когда-нибудь участок с оградой, но без калитки? Нередко такое встречается. А что насчёт усадьбы с калиткой, но без ограды…?
По планам моего приятеля, застройка участка должна была начинаться с ворот. Что движет такому решению – лучше не спрашивать. Николай человек необычный, объяснения его деяний часто кажутся неуместными.
Мне сообщили о решении, обсуждение его разумности было недопустимо, попросили о поддержке, которой я согласился предоставить.
Первым делом нужно было помочь с подбором исходных материалов.
Предложил сделать распашные ворота из профнастила на металлическом, или же деревянном каркасе.
Изложение доводов было максимально лаконичным и действенным.
- Этот вид ворот самый простой для изготовления и соберется даже без специальных строительных навыков.
- Во-вторых, подобные конструкции стоят относительно недорого. Без художественной ковке при изготовлении их цена не будет превышать стоимость деревянных аналогов.
- Металлические изделия из категории лёгких и не нуждаются в массивном основании при монтаже. Некоторые мастера стремятся обойтись и без него, что категорически запрещено.
- Ворота из профнастила прослужат долго, сохраняя при этом аккуратный внешний вид без необходимости частых уходовых работ.
Из недостатков можно отметить разве что искусственную простоту исполнения и невысокую прочность к механическим воздействиям.
Выбор материала
Не знаю, мне удаётся хорошо выступать или моим доводам Николай нашёл достаточно убедительными, но спустя полтора часа после беседы мы вместе находились на металлобазе и отбирали для ворот нужный материал.
Строительство началось с профнастила. Кажущееся разнообразие этого листового материала на самом деле проста: все пояснения указаны прямо в маркировке.
Например, вам может встретиться нечто подобное:
С21–0,7–1000–15 000
Первая буква обозначает стеновой материал (С), буква «Н» — кровельное железо, а сочетание «НС» — универсальные листы, подходящие как для крыши, так и для калитки.
Следующие цифры показывают высоту волны в миллиметрах. Чем выше эта величина – тем жёстче товар. Не нужно выбирать для ворот листы с подъёмом гофра в 75 мм, так как никакой нагрузки они не будут выдерживать, а слишком рельефные листы смотрятся некрасиво.
Следующее значение, обычно выраженное в долях миллиметра, определяет толщину металла. В данном случае это 0,7 мм, хотя возможно было бы и 0,5 мм.
Затем указывают ширину и длину листа: по 1000 мм и 1500 мм соответственно.
Сами мы приобрели металл с маркировкой
С18-0,5-1092-16 000
Этот достаточно качественный листовой материал способен выдерживать сильные порывы ветра. Для меня важнее всего была высота волны, которая должна была быть около двух сантиметров.
Закуплены также профиль сечениями 40×40, 40×20 и 20×20 мм, две пары гаражных петель размером 26×128 мм, кровельные саморезы, прут непериодической арматуры, отрезок трубы длиной полтора метра с таким же внутренним диаметром, как у прута, и шесть метров профильной трубы сечением 80×80 мм.
Материалы типа абразивных кругов или электродов не считаю расходами, поскольку такие запасы уже имеются в наличии.
От разметки до опор
Наконец мы на участке. Пятнадцать не огородных соток травы, без следов цивилизации. Только колышки в земле, указывающие границы частной собственности, и грунтовая дорога, проходящая мимо. Гораздо лучше с Декабристами обращались.
Кто ему отдал эту пустую землю? До самых ближайших возводимых домиков минимум пятьсот метров, а до линии электроснабжения — неизвестно сколько. (Я ведь подумал, зачем нам дизельный генератор).
Единая радость состояла в том, что под ворота вырыли ямку и обозначили места для опор.
Затем понадобилось использовать бур. Высверлили два отверстия диаметром тридцать сантиметров и глубиной около метра. Поскольку глубина промерзания грунта в нашем регионе составляет всего 0,7 метра, такого диаметра достаточно.
Потом всё шло иначе, чем хотелось. Предложил Николаю забить столбы под ворота влажной смесью из песка, глины, щебня и цемента. Тогда бы ворота возможно установить ещё сегодня.
Товарищ настоял на бетонировании. Включился дизель. Мешалка размешивала бетон. Трубы (80×80 мм) выставили строго вертикально и забетонировали в подготовленных ямах.
Работа получилась настолько реалистичной, что продолжать трудиться в этот день стало невозможно.
Каркас
Снова суббота. За неделю бетон хоть и не достиг полной прочности, но с опорами рабочие могли использовать его. Первым делом следовало установить металлическую рамку.
Для этого я вырезал два куска сорокового профиля длиной по 1,68 метра и скосил концы под углом 45 градусов.
Затем луч лазерного построителя плоскостей установили на пять сантиметров выше земли. По нему приварили к опорам отрезки металла с небольшим зазором – четыре-пять миллиметров. Это толщина двухсотого гвоздя, именно через него варил. Так проще.
Затем установили гаражные петли. Чтобы они не скрипели, их принято варить на полтора-два миллиметра выше металла. Я использовал кусок толстого картона в качестве шаблона, хотя можно использовать бочку и несколько витков алюминиевой проволоки. Такой шаблон также легко извлечь потом.
Важно выставлять навесы строго по уровню, как относительно опор, так и между собой. Смещение оси вращения недопустимо, иначе ворота оторвут. Монтаж петель – процесс довольно трудоемкий, всегда отнимающий у меня много времени. Сегодня я извел на него полтора часа, после чего позволил себе отметить эту небольшую победу бутылочкой холодного пива. Лето выдалось жарким, как никогда.
После паузы работу продолжили с помощью рулетки. Измерили расстояние между стойкой, закрепленной вертикально, и по этому измерению отрезали ещё два отрезка трубки сорокового профиля.
Затем привычным способом обработал торцы под углом 45°, приварив их к установленными ранее профилям, создавая тем самым раму.
Чтобы повторить этот опыт, необходимо помнить: сначала монтируется нижняя балка, ее легче поддомкратить посредине и устранить провисание. Затем устанавливается верхняя балка, также с использованием распорки. Профиль должен лежать ровно, без прогибов.
Чтобы выполнить условия «задачи», требовалось две рамки, поскольку ворота были двустворчатыми. Отступив от центра конструкции на 0,5 см с каждой стороны, приварили ещё две вертикальные стойки. Без получившейся сантиметровой щели не обойтись.
Металлические конструкции под воздействием солнечного тепла увеличиваются в объёме, поэтому летом сближенные между собой металлические части ворот могут не раздвигаться.
Каждый полученный прямоугольник разрезали профилем размером 40×20 мм. Подробности на картинке.
Под верхней и над нижней балками я приварил двадцатью «квадратами».
Обратите внимание на серединный профиль и квадраты: их сместили внутрь будущего двора, создав таким образом нишу для обшивного профиля. Ещё один совет: не следует варить квадраты к рамке сплошным швом, металл в таком случае обязательно деформируется.
Множество деталей приходится запоминать. Вернёмся же к работе.
Для придания каркасу необходимой жёсткости в него были вварены и раскосые. Я верю в силу своего сварного шва, поэтому эти элементы направлены сверху вниз. В противном случае имело бы смысл ставить их снизу вверх. Однако нужно помнить, что металл лучше работает на разрыв, чем на сжатие.
Каркас под ворота почти закончен, его можно разделить на створки, но сейчас удобнее установить замок на ограду, что не представляет сложностей.
Соединил две трубки, протянул через них стержень из металла, и готово.
А вот теперь действительно пора.
Отрезав болгаркой конструкцию на две части, установили на торцы профилей металлические заглушки. Убрали временные прихваты и тщательно зачистили сварные швы. Работа заняла весь день до самого вечера, поэтому красить рамку пришлось в темноте. Всё же малярку нужно было закончить именно сегодня, иначе ворота бы не были завершены в эти выходные.
В воскресенье осталось самое простое задание: обшить профилем готовые створки. С этой задачей справились за полчаса, а остальное время провели на речке, чтобы ополоснуться после работы. Жёнам об этом говорить не обязательно.
До новых встреч на страницах Сайта про дачу.
Василий Молька