Покупка нового мини-трактора — затратное мероприятие, доступное не всем. Но хозяевам ферм сложно обойтись без техники при уходе за хозяйством. Проворные люди решают эту проблему просто: изготавливают тракторы своими руками из старых деталей или переделывают мотоблоки. Как это все происходит в общем виде, мы сейчас постараемся выяснить.
Особенности сборки самодельного трактора
Собрать самоделку можно по-разному, потому что каждый этап зависит от доступных деталей. Чтобы разобраться в создании трактора своими руками, изучим его главные части.
Может быть, такой ответ кому-то не понравится, поскольку каждый человек ищет конкретики. Давайте разберемся, почему так происходит. Для примера возьмем имеющийся в наличии мотор. Он может быть дизельным или бензиновым с воздушным или водяным охлаждением. Эти характеристики нужно учитывать, так как от них будет зависеть вся конструкция самоделки. Перед мотором с воздушным охлаждением придется ставить вентилятор. Система водяного охлаждения сложная и имеет совсем другое устройство.
Если решено собрать из мотоблока самодельный тракторВ случае модификации двигателя, колесной пары и КПП остаются заводскими. Вам потребуется только сварить раму и добавить дополнительную ось для колес. При переделке мотоблока родная колесная пара выполняет функцию ведущей, устанавливаясь сзади или спереди в зависимости от положения мотора на раме.
Чтобы собрать самодельный трактор, необходимо сначала составить чертеж, не обращая внимания на имеющиеся запчасти. Точная схема поможет сориентироваться, что и куда ставить. Примеры чертежей тракторов с компоновкой узлов можно увидеть на фото.
Изготовление трактора начинается с создания рамы. Не важно, какой двигатель имеется, даже при доработке мотоблока, конструкция бывает двух типов:
Переломка: две полурамы, соединенные шарниром. Такая конструкция позволяет самодельным тракторам с ломающейся рамой быть очень маневренными. На передней полураме устанавливают мотор с коробкой передач, на заднюю – задний мост и прицепное устройство для дополнительного оборудования.
Цельнометаллическая рама – бюджетный вариант, считающийся классикой. Рама представляет собой единую неподвижную конструкцию с двумя траверсами и лонжеронами. Для повышения прочности устанавливают перемычки. Иногда переднюю часть рамы делают уже задней. В итоге получается форма трапеции.
Рама любых видов изготовляется из швеллера. Для перемычек применяют профильную трубу. Необходимы также металлические уголки различного размера и стальной лист толщиной 5–10 мм.
В видео демонстрируется пользовательский трактор.
Запчасти для сборки трактора
Продолжаем изучать изготовление собственного трактора, а именно выбор деталей для сборки.
- Об моторе уже говорили, но повторимся. Для трактора лучше всего подобрать двигатель мощностью около 40 лошадиных сил, чтобы техника справлялась с любыми задачами. Умельцы ставят всё, что есть в хозяйстве: мотор от Москвича, мотоцикла, электростанции и так далее. Если переделывают мотоблок, то проблема с мотором отпадает. Переделывать мотоблок на трактор разумно, если его мощность больше 6 лошадиных сил. В противном случае самоделка получится слабой, и в хозяйстве от неё помощи будет мало. Кроме мощности, важно учесть рабочие обороты двигателя. Скорость не является важным параметром. Двигатель должен набирать большой крутящий момент на малых оборотах. Такими характеристиками обладают дизельные двигатели.
- При модернизации мотоблока коробку передач можно оставить родной. Для двигателя иной модели придется подобрать коробку передач из другой техники. Узел лучше всего подходит от автомобиля ГАЗ-51 или 53. При этом потребуется переделка корзины сцепления для совместимости крепления с установленным двигателем.
- Установка ВОМ на трактор своими руками будет полезной. С гидравликой самодельная машина сможет выполнять больше задач благодаря применению навесного оборудования.
- Колесные пары обычно берут с легковых автомобилей, как и задний мост. При необходимости полуоси укорачивают. При переделке мотоблока ведущая колесная пара остаётся родной. Если двигатель от мотоблока ставят на задней части рамы, то ширину колеи увеличивают для повышения устойчивости трактора. Для самодельного трактора передняя балка подойдёт от погрузчика, или можно изготовить балансирную балку на одном шарнире по центру.
- Для управления лучше использовать рулевое управление от легкового автомобиля. При переделке мотоблока МТЗ иногда собирают трехколесный трактор, для которого переднее колесо с рулевым управлением берут с мотоцикла. Однако рукоятки от мотоцикла или родные от мотоблока неудобны при движении задним ходом. Лучше предпочесть традиционный круглый руль.
- Важнейшим элементом является тягово-сцепной механизм, который своими руками приваривают к задней части рамы трактора. К нему будет подсоединяться тележка.
- Для переделки мотоблока применяют тормозную систему, которая может быть либо родной, либо снятой с иной техники. То же самое происходит и с топливным баком.
После установки всех узлов на трактор устанавливают обшивку, сиденье, крепят фары и прокладывают электрическую проводку.
Изготовление кабины для трактора МТЗ
В летний период работу без кабины на тракторе возможно продолжать, но комфорт снижается существенно. С приходом осени эксплуатация техники становится невозможна. Самодельная кабина для трактора изготавливается из листовой стали. Для начала необходимо составить чертеж.
В качестве основы возьмём кабину от трактора МТЗ. На фото представлена схема фрагментов конструкции, по которой можно собрать кабину для своего трактора.
Изготовление кабины для трактора МТЗ включает следующие этапы.
- Размеры на чертеже подлежат изменению по желанию. При самостоятельном расчете исходной точкой служат передние стёкла. Высота крыши составляет не менее 25 см над ростом водителя, сидящего за рулём.
- Сначала возводят каркас из деревянного бруса, скрепляя все детали саморезами.
- Затем, к наружной обшивке деревянного каркаса начинают формировать скелет будущей кабины трактора МТЗ. Для этого подбирают металлическую трубу по размерам деревянных элементов. Соединения делают сваркой. После проверки параллельности и ровности всех стыков углы конструкции закрывают профилем.
- Рассчитанный на монтаж кабина МТЗ устанавливается с крышей на грунт, затем внутри конструкцию оборудуют основаниями для смотровых окон.
- Для крыши кабины МТЗ вырезают фрагменты из стали толщиной 1 мм болгаркой. К отрезанным кускам трубы диаметром 100 мм приваривают эти фрагменты. Затем всю конструкцию крыши крепят к раме кабины. Для изготовления крыльев и пола лучше использовать сталь толщиной 2 мм, чтобы повысить прочность.
- Для рамы дверей используют профильную трубу. Необходимо установить газлифты. Угол центральной и задней стойки подбирают с учетом расположения боковых стекол, затем приваривают поперечины.
- Работы завершаются установкой стекол. Внутри кабину обычно обшивают поролоном, а поверх него укладывают кожзам.
Кабина теперь готова к установке на трактор. Завершающим этапом будет её окрашивание снаружи для защиты металла от коррозии и улучшения внешнего вида.
Видео демонстрирует кабину, собранную для трактора МТЗ своими руками.
Сборка техники дома — непростая задача. Для неё нужны знания и навыки выполнения сварочных и токарных работ.