Мотоблок станет незаменимым помощником в домашнем хозяйстве при обработке огорода, уходе за животными и выполнении сельскохозяйственных работ. Потребителям предлагается большой выбор такой техники, но ее цена не доступна каждому. Это не повод отказывать себе в облегчении труда. Рассмотрим, как сделать мотоблок своими руками из запчастей от старой техники.
Устройство мотоблока
Мотоблоки различных производителей имеют почти идентичное строение. В состав каждого агрегата входят мотор, редуктор, рама, ходовая часть, сцепление и органы управления. В соответствии с этим принципом будет осуществляться сборка мотоблока своими руками из деталей прошлого использования.
Агрегат будет производить определённую силу в зависимости от двигателя. Для самоделки лучше использовать мотор с воздушным охлаждением, например, от мотоцикла или другой подобной техники. Мотоблок можно оборудовать даже электродвигателем мощностью от 2 кВт, но его придётся подключать к трехфазной сети. Найти однофазный электромотор такой мощности сложно, а если пустить трехфазный через конденсаторы, то часть мощности будет потеряна.
Для работы мотоблока с любым типом двигателя требуется устанавливать сцепление. Сцепление передает вращающий момент колесам от мотора. Лучше всего использовать штатное сцепление, если оно подходит к бензиновому мотоциклетному двигателю.
Все моторы работают с высокой скоростью, а мотоблок должен передвигаться медленно. Редуктор, размещённый между двигателем и ведущей колёсной парой, снижает скорость. В его конструкции набор шестеренок разного диаметра позволяет уменьшить вращение колес.
Приступаем к сборке
После подбора всех необходимых деталей можно приступать к сборке конструкции.
Сначала следует сварить раму, на которой будут креплены все узлы мотоблока. Схема рамы представлена на фото для ознакомления.
Можно самостоятельно определить размеры, поскольку они могут не совпадать с размерами имеющихся узлов. Рама изготовлена из металлической трубы диаметром 32 мм. Желательно получить цельный элемент конструкции, но перемычки всё равно потребуется приварить.
Элемент под номером 8 на схеме предназначен для фиксации механизма натяжения цепи. На деталь номер 5 устанавливается цепной редуктор и ходовая часть, туда же возможно присоединить транспортную тележку.
Следующее фото демонстрирует мотор с воздушным охлаждением. В данной модели мотоблока применяется двигатель от «Муравья».
Для установки двигателя на раме мотоблока используют крепление, схему которого можно увидеть на фото.
Это конструкция из трубы диаметром 32 мм, имеющая дугообразную форму. К ней приварены три петли из стальной полосы, расположенные в соответствии с отверстиями для крепления мотора.
Крепление для мотора должно перемещаться по раме для возможности натяжения цепи. После установки двигателя начинают работу с глушителем, его выводят в сторону, чтобы выхлопные газы не воздействовали на оператора.
Затем устанавливают цепной редуктор. Его устройство показано на фотографии. В механизме два звена, в которых уменьшение скорости достигается благодаря двум шестерням с 57 и 17 зубьями.
На мотоблок можно установить колесную пару, изготовленную самостоятельно или демонтированную со старого оборудования. В данном примере узел взят с мотоколяски СМЗ. Фотография демонстрирует схему дополнительных насадок для колес.
Для обработки грунта агрегатом его необходимо переоборудовать в мотокультиватор.
Это достигается изготовлением Т-образного кронштейна из квадратной трубы, схема которого представлена на фото.
В результате был создан основной агрегат мотоблока. Поскольку технику используют для разнообразных работ, последующие постройки будут элементами навесника.
На видео представлен самодельный мотоблок:
Дополнительное оборудование для самодельного мотоблока
Сборка мотоблока из старых деталей — лишь половина пути к успеху. Создание металлических колёс и навесного оборудования – задача не менее трудной.
Грунтозацепы
Можно легко изготовить грунтозацепы для мотоблока самостоятельно. Самый простой способ заключается в следующем: берут лист стали толщиной три миллиметра, вырезают полосу шириной с протектора шины и приваривают её сверху, предварительно согнув под углом 120 градусов. оВ комплект входят металлические диски. Грунтозацепы на шине крепятся двумя шпильками.
Для мотоблока лучше всего изготовить грунтозацепы своими руками, руководствуясь схемой производства. Схема железных колес приведена на фотографии.
Центральный диск грунтозацепов изготавливают из стали толщиной 5 мм. Из той же стали вырезают полосы шириной 50 мм, которые формируют в кольца. Для двух колес требуется шесть таких колец. Зацепы вырезают из стальной полосы толщиной 8 мм. Все элементы соединяют сваркой. К центру дисков крепят оси, лучше регулируемые для возможности изменения ширины колеи мотоблока.
Вес каждого железного колеса будет примерно десять килограммов. Это придаст агрегату надёжное сцепление с почвой.
Плуг
Для обработки огорода можно сделать плуг для мотоблока самостоятельно по предложенной схеме, изображение которой представлено на фото. Простая модель с одним корпусом подходит для любого мотора.
Изготовление плуга для мотоблока выполняется по такой технологии:
- Из стальной полосы толщиной 10–12 мм делают стойку. Для настройки угла наклона и глубины погружения плуга в стойке сверлят отверстия в ряд. Можно изготовить также подвижный фиксатор, который будет двигаться по стойке.
- Изготовление отвала самое трудное. Для него используют листовую сталь три миллиметра толщиной. Выгибать лучше по образцу плуга завода, иначе можно ошибиться с углом. Готовый отвал закаляют: разогревают на огне до красного цвета, а потом бросают в щелочную воду.
- Из высокопрочной стали делают лемехи. Крепят их к отвалу заклёпками, чтобы шляпки их не возвышались над поверхностью.
Собрав элементы по схеме, готовят плуг для мотоблока. После доделки вспахивают землю. При соблюдении правильного угла всех элементов и заточке лезвия плуг плавно срежет пласт земли без рывков.
Борона
Следующий элемент навесного оборудования – бороны для мотоблока. Их можно изготовить самостоятельно. Бороны бывают роторными, дисковыми и зубовыми.
Зубчатая борона проста в изготовлении. Сначала сооружают раму, а затем равномерно приваривают зубья длиной от 25 до 50 мм.
Фото демонстрирует процесс создания зубчатой бороны. Основа конструкции – сварная рама из квадратной трубы. Замена зубьев упрощается за счет резьбового соединения с рамным элементом, а не приварки.
Для перемещения бороны по направлению длины можно использовать шарнир от автомобиля ГАЗ-53. Дополнительно потребуется прицепное устройство и две тяги для повышения маневренности.
Тележка
Для перевозки грузов требуется построить телегу для мотоблока, чертеж которой изображен на фотографии.
Существует множество вариантов её устройства: от несложных кузовов до самосвалов. В любом случае, для тележки требуется изготовить:
- Из швеллера, уголка или трубы изготавливают раму.
- Кузов возможно изготовить с откидным задним бортом, открывающимися задними и боковыми бортами, либо полностью фиксированными.
Лучшим материалом служит жесть; в случае отсутствия последней – доска. - Для соединения с мотоблоком прикрепляют дышло. Выбор длины зависит от удобства управления техникой.
- Место водителя можно установить в кузове или прикрепить к дышле.
- Чтобы присоединить сцепное устройство мотоблока к дышлю, требуется шарнир. Лучше всего его заказать в токарной мастерской или снять с другой техники.
- Для оси с колесной парой можно использовать деталь с другой машины или трубу. В таком случае понадобится выполнить обработку втулок, установить подшипники и отрегулировать ступицы вместе с дисками колес.
Для транспортировки тяжёлых грузов предпочтительна тележка с четырьмя колёсами, оснащённая амортизаторами.
На видео представлена самосвальная тележка:
Заключение
Изготовить мотоблок и навесное оборудование своими руками достаточно сложно, но выгода существенная.