Снегоуборщик пользуется большим спросом в регионах с обильными снегопадами. Заводские агрегаты стоят дорого, поэтому многие умельцы изготавливают их своими руками. Существует множество конструкций таких самодельных машин. Чаще всего встречаются шнековые механизмы. Не менее популярны и роторные самоделки. снегоуборщикУ него снегоуборная система основана на работе лопастей вентилятора.
Разновидности роторных снегоуборщиков

Роторный снегоочиститель прост в устройстве. Агрегат представляет собой корпус круглой формы – «улитку». Сверху располагается рукав для выброса снега. Спереди корпуса приварены направляющие лопатки. Внутри улитки снегоуборщика на высоких оборотах вращается ротор, состоящий из крыльчатки, закрепленной на валу с подшипниками. Двигатель приводит в действие механизм. При вращении ротора лопасти крыльчатки захватывают снег, перемалывают его внутри улитки и выбрасывают на несколько метров в сторону через рукав.
Существуют два типа самодельных роторных снегоотбрасывателей.
- С двигателем, закреплённым на месте. Такой снегоуборщик функционирует как автономное устройство.
- Как прицеп для другой техники. Для таких роторных конструкций двигатель не устанавливают. Снегоуборщик крепят к мотоблоку или мини-трактору. Тяговое усилие передают ремнем или цепью.
Существуют разные типы двигателей в роторных снегоуборщиках.
- Электродвигатели с ротором функционируют почти без шума. Простота в обслуживании и отсутствие необходимости в расходных материалах – преимущества этих моделей. Недостатком является постоянноtrailing за снегоуборщиком кабель. В качестве альтернативы можно рассмотреть аккумуляторные модели, но время их работы ограничено. Все электрические снегоуборщики имеют малую мощность и применяются для очистки дорожек от свежевыпавшего рыхлого снега на дачах и частных дворах.
- Роторные бензиновые снегоуборщики обладают большей мощностью, чем электрические. Сложность обслуживания мотора, регулярная заправка горючим и наличие выхлопных газов — единственные недостатки бензинового снегоуборщика. К розетке он не привязан. Мощность мотора позволяет изготовить роторный механизм большого размера. Такой агрегат с увеличенной шириной захвата способен справиться с толстым снежным покровом и даже сугробами.
По типу передвижения различают роторные снегоуборщики:
- Несамоходные агрегаты перемещаются за счёт усилия оператора, который их толкает. К этой категории относятся электрические снегоуборщики, но также существуют бензиновые модели малой мощности. Техника нуждается в небольшом толчке. За счет захвата снежного покрова крыльчаткой снегоуборщик сам начнёт медленно двигаться вперёд.
- Автоматизированное оборудование преимущественно функционирует за счет бензиновых двигателей. Специальная машина для очистки снега перемещается по колесной базе, оператор лишь устанавливает курс движения.
Навес для уборки снега вращательного типа также можно отнести к самоходным машинам, несмотря на отсутствие стационарного привода. Ее перемещение происходит вместе с мотоблоком или мини-трактором без необходимости толкать ее руками.
Чертежи роторных снегоуборщиков
Для сборки снегоуборочной техники необходимы чертежи. На фотографии представлена конструкция простого роторного снегоуборщика.
Эта схема предпочтительна владельцам мини-тракторов, поскольку к мощной технике нецелесообразно крепить роторную навеску. Для мини-трактора чаще всего изготавливают комбинированный механизм, состоящий из шнека и ротора. Такой снегоуборщик легко справляется с большими снежными заносами.
Комбинированный снегоуборщик обрабатывает снег в два этапа: шнек собирает его и измельчает, а ротор перемешивает полученную массу с воздухом и под давлением выбрасывает через шланг.
Видео демонстрирует принцип работы шнекороторного снегоочистителя.
Самостоятельное изготовление роторного снегоуборщика
Изготовление роторного снегоуборщика своими руками состоит из следующих этапов.
- сборка рамы;
- изготовление роторного механизма;
- сваривание кожуха – улитки.
Если очиститель снега не является приставным устройством к другой машине, мастеру нужно ещё установить двигатель.
Для очистки территории от снега оптимальный размер роторного снегоочистителя — ширина захвата 48–50 см. Такой снегоуборщик будет компактным, но эффективным. С ним можно быстро убрать снег с прилегающей к дому зоны, двора и дорожек в саду.
Сборка рамы роторного снегоуборщика
Рама снегоочистителя – основа, к которой крепятся все рабочие органы. Она представляет собой прямоугольную конструкцию из уголков и профиля, сваренную вместе.
Изготовление рамы невозможно точно описать, так как все зависит от используемых деталей. Например, двигатель можно взять с бензопилы, культиватора или установить электродвигатель. Для каждого агрегата крепеж надо разрабатывать индивидуально. Если роторный снегоочиститель будет использоваться как навеска на мотоблок, то двигатель не ставят. В этом случае раму делают короче, чтобы хватило места для крепления только ротора с улиткой.
Самоходную роторную машину снабжают узлом крепления колесной пары на раме.
Несамоходный снегоуборочный аппарат удобнее ставить на лыжи.
Для этого на раму приваривают крепёжные элементы, к которым фиксируют деревянные полозья.
Сборка ротора снегоуборщика
Самым сложным узлом снегоуборщика является ротор. К крыльчатке предъявляется главное требование: каждая из двух до пяти лопастей должна иметь одинаковую массу. В противном случае появится дисбаланс, и во время вращения несбалансированной крыльчатки снегоуборщик будет подбрасывать снег на месте от сильной вибрации.
Без заказа изготовления ротора для снегоуборщика выполнение работ придётся делать самому. Руководство может быть использовано по представленному чертежу.
Самостоятельное производство ротора включает следующие шаги.
- Для начала необходимо найти или изготовить вал, на котором будет установлена крыльчатка и подшипники. Эта деталь может быть изготовлена только на токарном станке, кроме случая если в хозяйстве имеется подходящий по размерам вал из другого оборудования. Следует учитывать, что у самодельного ротора снегоуборщика обязательно будет дисбаланс, даже малый. Для уменьшения вибрации необходимо подобрать вал подходящей толщины и подшипники большого размера.
- Для изготовления крыльчатки ротора используют металлическую заготовку толщиной 2–3 мм. На листе металла сначала рисуют круг нужного диаметра (обычно 29–32 см). Заготовку вырезают болгаркой или лобзиком. Сварка не рекомендуется, поскольку нагрев может привести к деформации металла. Затем вырезанный диск обрабатывают на точиле и напильником для достижения идеально ровной формы.
- В центре диска сверлят отверстие под диаметр вала. К заготовке можно приварить ось, однако ротор станет неразборным. Это усложнит его будущий ремонт.
Предпочтительнее на резьбе оси зажать диск гайками. - Пришло время изготовить лопасти. Вырезают их из металла такого же типа. Нужно получить идеально идентичные заготовки. Желательно взвесить каждую лопасть. Чем меньше разница в граммах, тем слабее будет вибрация снегоуборщика от дисбаланса. Готовые лопасти крепят на одинаковом расстоянии друг от друга — от центра диска к его краю.
Заготовки для ротора снегоуборщика готовы. Осталось насадить два подшипника на вал. Для этого нужна ступица, которую можно сделать из куска трубы нужного диаметра. На ступице приваривают четыре проушины или крепят готовый фланец с отверстиями. Местом крепления ступицы к задней стенке улитки будет это место.
Изготовление улитки
Форма кожуха снегоуборщика напоминает улитку, отчего получил такое название. Для его изготовления нужно отрезок трубы нужного диаметра длиной 15–20 см. Одну сторону кольца полностью заваривают листом металла, это будет задняя стенка улитки, к которой крепится ступица подшипников ротора. Спереди к кольцу по бокам приваривают две направляющие лопатки.
В верхней части кольца вырезают отверстие и вваривают патрубок для рукава. Переднюю часть улитки закрывают на одну треть, чтобы снег летел не впереди ротора, а отводился через рукав. Лучше сделать заглушку съемной на шпильках.
Следующим шагом является закрепление ротора внутри кожуха. Для этого в центре задней стенки улитки сверлят отверстие под вал. Ротор устанавливают на свое место, плотно прижимая ступицу подшипников к кожуху. По проушинам фланца отмечают места крепежных отверстий. Ротор извлекают из кожуха, выполняют сверление, после чего устанавливают механизм на место и стягивают болтами ступицу с задней стенкой улитки.
В круглом корпусе образовался выступ ротора, на который устанавливают крыльчатку и закрепляют гайками. С наружной стороны улитки — ступица с подшипниками и второй конец вала. На него надевают шкив ременной передачи или звездочку от мопеда при цепном приводе.
После установки готового роторного механизма на раму, комплектацию снегоуборщика продолжают в соответствии с выбранной моделью: устанавливают двигатель или подсоединяют навесное оборудование к мотоблоку, а также монтируют привод.
Заключение
Роторная самоделка позволяет сделать снегоуборщик нужной ширины и значительно сэкономить деньги.