В конце 80-х годов началось производство отечественных мотокультиваторов марки «Крот». Первая модель МК-1А имела двухтактный бензиновый двигатель мощностью 2,6 л. с., запуск производился от ручного веревочного стартера. Изначально техника предназначалась для обработки небольших участков на дачах и работы внутри теплиц. Современный мотокультиватор «Крот» – усовершенствованная версия МК-1А, оснащённая мощным двигателем с принудительным воздушным охлаждением.
Обзор популярных моделей
Габариты техники варьируются в следующих пределах:
- длина – от 100 до 130 см;
- ширина – от 35 до 81 см;
- высота – от 71 до 106 см.
Размеры мотокультиватора Крот переменны и зависят от конкретной модели; при совершенствовании конструкции данные могут меняться.
Мотокультиватор МК-1А

Описание мотокультиваторов Крот начинается с модели МК-1А. Модель оснащена двухтактным карбюраторным двигателем мощностью 2,6 л.с. Запуск осуществляется при помощи заводной рукоятки на веревке. Бензиновый двигатель с редуктором крепится к раме простейшим болтовым соединением. Топливный бак вмещает 1,8 л, что обусловлено небольшим расходом топлива. Агрегат можно заправлять бензином марки АИ-80 или А-76. Для приготовления топливной смеси используется машинное масло марки М-12ТП. Вес мотокультиватора составляет всего 48 кг, благодаря чему его легко транспортировать на дачу легковым автомобилем.
Управление мотокультиватором осуществляется с помощью ручек.
- рычаг сцепления;
- рычаг управления дроссельной заслонки;
- рычаг управления карбюраторной заслонки.
Модель Крот MK-1А совместима с дополнительным оснащением. Мотокультиватор применяют для орошения, стрижки травы, обработки почвы и ухода за растениями.
Мотокультиватор Крот 2 с реверсом

Мотокультиватор Крот обладает реверсом и мощным двигателем, что позволяет потребителю приобрести за небольшие деньги настоящий мотоблок. Агрегат работает от четырехтактного бензинового мотора Honda GX200 мощностью 6,5 л. с., имеет электронное зажигание, вал отбора мощности и бак для бензина емкостью 3,6 л. Крутящий момент от двигателя к ходовой части передается ременной передачей.
Модель Крота по надежности превосходит другие мотокультиваторы с такими же параметрами. Такой результат достигнут благодаря мощному одноцилиндровому двигателю и надежному редуктору. Двигатель выдерживает 3500 часов работы, что много больше, чем у старых моделей мотокультиватора Крот, у которых этот показатель составлял 400 часов.
Мотокультиватор с задним ходом эффективно обрабатывает участки шириной 1 метр фрезами. Производитель указывает в инструкции, что мотокультиватор Крот 2 может выполнять разнообразные задачи при помощи навесного оборудования. Так, его можно использовать как снегоуборщик или косилку, транспорт для перевозки грузов и сельскохозяйственные машины.
Видео демонстрирует обзор мотокультиватора Крот.
Руководство по эксплуатации мотокультиватора Крот

Теперь узнаем, что пишет руководство по эксплуатации этого мотокультиватора Крота.
- Мотокультиватор предназначен для вспашки земли при помощи фрез, устанавливаемых на валы редуктора. Транспортные колеса при работе поднимаются. Задний сошник, закрепленный к прицепной скобе, служит тормозом и регулирует глубину обработки почвы. Движение мотокультиватора осуществляется за счет вращения фрез, одновременно рыхлящего почву. В комплекте идут две внутренние и наружные фрезы. Первый тип применяют на грубом грунте и целине. Легкую землю рыхлят обеими фрезами, а можно добавить третий комплект, приобретаемый отдельно. Это дает по три фрезы с каждой стороны, всего шесть штук. Восемь фрез на мотокультиватор Крот ставить нельзя из-за увеличения нагрузки на мотор и трансмиссию.
- При прополке сорняковРемонтируют механизм, снимая с внутренних фрез ножи и устанавливая вместо них полольники Г-образной формы. Внешние фрезы меняют на диски, которые приобретаются отдельно и защищают растения от попадания под полольники. При прополке картофеля можно одновременно осуществить предварительное окучивание: для этого задний сошник заменяют окучивателем.
- Для окучивания картофеля фрезы отсоединяют от вала редуктора, заменяя их стальными колесами с грунтозацепами. Окучиватель располагается там, где ранее находился сошник.
- В процессе уборки картофеля применяют те же металлические грунтозацепы, а вместо сошка мотокультиватора устанавливают картофелекопалку. Такое навесное оборудование представлено различными модификациями, но к культиваторам чаще всего приобретают модели веерного типа.
- Помимо фрез для обработки почвы используют плуг, устанавливаемый вместо сошника на задней части машины.
- Агрегат пригоден для работы при покосе сена. Для этого нужно приобрести косилку и закрепить её спереди агрегата. На валы редуктора надевают резиновые колеса. Передачу крутящего момента осуществляют ремни, надетые на шкивы мотокультиватора Крот и косилки.
- Крот может успешно выполнять функции насоса для подачи воды. Достаточно купить насосное устройство МНУ-2, установить его на раму и подключить ременной передачей. При этом необходимо снять ремень с привода гидроусилителя.
- Мотокультиватор способен перевозить небольшие грузы весом до 200 кг при помощи тележки с поворотно-сцепным механизмом. Такую тележку можно купить готовую (модель ТМ-200) или изготовить своими руками из металла. В процессе перевозки на валы редуктора надевают резиновые колеса.
Дополнительное оборудование значительно увеличивает возможности Кента.
Модернизация модели МК-1А

Храните старый Крот: в новом культиваторе раму, редуктор и прочие детали можно не переплачивать, ведь всё это уже имеется. Достаточно заменить мотор.
Старый двигатель можно заменить четырехтактным LIFAN — 160F. Китайский мотор недорогой и мощностью 4 л. с. По паспорту мотокультиватору МК-1А при обработке грунта фрезами на глубину 20 см нужно добавлять обороты. С новым мотором этого делать не требуется. С увеличением мощности двигателя изменилась глубина обработки, теперь она достигает 30 см. На большую глубину рассчитывать не стоит, так как начнется пробуксовка ремня.
Установка нового двигателя в старую раму не представляет сложности. Практически все крепления подходят. Единственное затруднение – переделка родного шкива. Его снимают со старого мотора, рассверливают внутреннее отверстие под диаметр вала нового двигателя, а затем насаживают с помощью шпонки.
В случае случайного треска шкива во время его снятия, прежде чем покупать новый, можно попытаться восстановить его с помощью холодной сварки. Подробнее об этом покажет видео.
Крот — неплохая техника для небольшого участка, однако ожидать от него решения сложных задач не следует. Для этого предназначены мощные мотоблоки и мини-трактора.