Самый маневренный и удобный в управлении считается самодельный трактор переломка, состоящий из двух полурам. Собрать такую технику сложнее, чем с цельной рамой. Здесь потребуются сложные чертежи и дополнительные запчасти.
Что собой представляет трактор переломка
По конструкции и габаритам переломка есть не что иное, как обыкновенный мини-трактор. Обычно такая техника выпускается на базе мотоблока. Бывает самодельный трактор с переломной рамой заводского изготовления или собранный в домашних условиях из старых запчастей. Существует еще третий вариант переломки. Агрегат собирают из мотоблока, а запчасти используют из продающегося специального комплекта для переделки.
По производительности и ряду характеристик трактор самодельный уступает переломке заводского изготовления. Но есть у самоделки и свои плюсы:
- Грамотно собранная техника по функциональности способна превзойти мощные заводские мини-трактора, а стоимость самодельного агрегата во много раз меньше.
- Функциональность трактора переломки может быть существенно расширена под свои требования. Умельцы приспосабливают к технике те механизмы, которые помогают выполнять нужные работы.
- Расходы, понесенные во время самостоятельной сборки трактора, окупятся за 1 год. А если дома имеется много запчастей от старой техники, то агрегат обойдется хозяину практически бесплатно.
Недостатком самодельного трактора можно считать отсутствие нужных запчастей. Если их все придется покупать, то экономии никакой не будет. Тогда лучше сразу приобрести мини-трактор заводского изготовления.
Технология сборки переломки
Прежде чем приступить к изготовлению переломки 4х4, нужно нарисовать точные чертежи всех узлов и рамы. Самостоятельно это сделать сложно. Лучше обратиться к специалисту или поискать в интернете. Хотя, второй вариант не очень удачный, так как нет никакой гарантии, что схему нарисовали правильно.
Итак, переломка 4х4 – это мини-трактор с приводом на четыре колеса, рама которого состоит из двух частей, соединенных между собой шарнирным механизмом. Мотор обычно устанавливают спереди. Саму раму сваривают из швеллера. Она состоит из следующих элементов:
- траверсы – передние и задние элементы полурам;
- лонжероны – боковые элементы.
Для изготовления полурам желательно найти швеллер № 9 – 16. На крайний случай пойдет №5, но такую конструкцию придется усиливать поперечными балками. Между собой полурамы соединяют шарнирным механизмом. Оптимально для этих целей подойдут карданы от автомобиля ГАЗ-52 или ГАЗ-53.
Сложенный своими руками самодельный трактор переломка 4х4 лучше оснастить четырехтактным бензиновым мотором или дизелем.
Мотор можно взять с Жигулей или Москвича. При использовании двигателя М-67, необходимо увеличить передаточное число трансмиссии. Вдобавок нужно сделать эффективное охлаждение. В противном случае мотор будет перегреваться, что скажется на потере мощности и быстрой изнашиваемости деталей.
Установка рабочих узлов на переломку
Для трансмиссии трактора желательно раздобыть ВОМ, сцепление и коробку передач от грузового отечественного автомобиля ГАЗ-53. Чтобы эти узлы соединить с мотором, придется их модернизировать. Например, для стыковки сцепления с двигателем придется изготовить новую корзину. Она должна подходить по размеру и креплениям. Заднюю часть маховика укорачивают на токарном станке, плюс по центру высверливают новое отверстие.
Передний мост просто переставляют с другой техники. Изменять его конструкцию нет смысла. А вот задний мост придется тоже немного модернизировать. Этот узел аналогично снимают с другого автомобиля, но перед установкой укорачивают полуоси. Крепят задний мост к раме четырьмя стремянками.
Выбор размера колес зависит от того, какие работы предстоит выполнять трактору. Чтобы техника не зарывалась в землю, оптимально на передний мост установить колеса радиусом не менее 14 дюймов. Вообще, если трактор нужен только для транспортировки грузов, то подойдут колеса радиусом от 13 до 16 дюймов. Для обширного выполнения сельскохозяйственных работ желательно подобрать колеса с большим радиусом – от 18 до 24 дюймов.
Гидравлические цилиндры системы управления самостоятельно изготовить не получится. Их снимают только со старой списанной техники. Для поддержания рабочего давления и циркуляции масла устанавливают шестеренчатый насос. У переломки желательно, чтобы редуктор был связан с колесами главного вала и управлял ими.
Водительское сидение подойдет от легкового авто. Кресло мягкое, комфортное, плюс имеется механизм регулировки наклона спинки. Высота руля делается удобная оператору. Водитель не должен цепляться за него коленями.
Собранная из старых запчастей переломка в пахоте должна выдавать около 2 тыс. оборотов. Минимальная скорость составляет 3 км/ч. Добиваются таких параметров регулировкой трансмиссии.
В такой конструкции трактора хорошо устанавливать на каждое ведущее колесо отдельный редуктор и четырехсекционный гидрораспределитель. Тогда отпадает необходимость в установке кардана и дифференциала заднего моста.
На видео представлен вариант переломки 4х4:
Самодельный трактор прост в обслуживании, так как хозяин знает, что и куда установил. Нагружают агрегат только после полной обкатки.